Церковь на страницах «Красного кожевника»

В архивах областной библиотеки им. Герцена хранятся старые номера газеты «Красный кожевник», издававшейся кожевенным комбинатом им. Ленина в советское время. Выпуски, датированные 20-30-ми годами прошлого века могут немало рассказать о жизни в нашем посёлке в те времена. Сегодня мы публикуем выдержки из «Красного кожевника» за 1928-1929 годы, в которых активно обсуждалась судьба сельской церкви.

«КК», №3, 20 октября 1928, стр. 1.

Зачем нам церковь
В «Вятской правде» напечатана статья Чиркова о том, как была построена церковь в нашем селе. Товарищ Чирков предлагает закрыть церковь и взять её для более необходимого использования. Всем рабочим и служащим района и крестьянам окружных деревень следует высказать своё мнение по этому вопросу. Действительно нужна ли в районе церковь? Совсем не нужна для рабочих. Ходят туда разные Вахрушевы, деревенские старики да старухи, и то лишь те, что побогаче. Нет сомнений, рабочий гораздо больше заинтересован в просторном магазине, свободной, чистой и светлой столовой и школе для детей. Вот для чего можно использовать церковь. Настоящий вопрос нужно широко поднимать на обсуждение рабочей массы, и по-ленински доказать борьбу с религией, закрыв церковь. Те кто хочет верить в Иисуса и ему подобные, пусть потрудятся дойти или до Волкова или до Спаса; а те кому церковь не нужна, голосуй за передачу её в руки государства на общественные цели.

Вася Казаков

«КК» №4, 6 ноября 1928 года, стр. 2

Я тоже за закрытие церкви
В № 3 нашей газеты «Красный кожевник» была помещена заметка Васи Казакова о закрытии находящейся в районе церкви и приспособлении её для полезного дела. Я всецело согласен с мнением, высказанным товарищем Казаковым, а также товарищем Чирковым. В свою очередь хочу сказать, что рабочим Ленинского района давно пора закрыть эту церковь и здание приспособить к насаждению культуры и грамоты. Прежние предприниматели компания Вахрушевых выстроили эту церковь на те самые средства, которые выжимали из нас, рабочих, урезывая зарплату, увеличивая рабочий день, вводя разные штрафы. Рабочие нашего Ленинского района имеют все права закрыть церковь. Надо снять колокола и сдать их в государственную казну, а помещение приспособить для культурных целей. Наш район, имеющий звание имени нашего дорогого вождя В.И. Ленина, не должен слышать звон колоколов, затемняющий умы рабочих.

М.В. Городилов

«КК» №3, 18 февраля 1929 года, стр. 3

О закрытии церкви
Как-то был поставлен вопрос в печати о закрытии церкви в нашем районе, но почему-то он заглох. В виду того, что наш район является исключительно рабочим и носит имя вождя пролетариев В.И. Ленина, то давно бы надо закрыть эту церковь как пережиток старого. Нужно всем рабочим обсудить вопрос – нужна ли нам церковь? И, если можно, приспособить для культурных целей. Нам не надо церкви! Эй, ячейка безбожников, где ты? И почему до сих пор молчишь?

Н. Шутов

«КК» №6, 2 апреля 1929 года, стр. 1

Церковь используем для общественных нужд
Я обращаюсь ко всем рабочим, служащим и крестьянам нашего района по вопросу о необходимости закрытия церкви.
Я думаю, что еще не все поняли, почему так остро встал вопрос о передаче церкви для общественных нужд.
Благодаря жилищному кризису рабочим приходится жить в ужасной тесноте, сырых и подвальных помещениях, в деревнях за 4-5 верст от завода.
Из-за плохих квартирных условий имеются случаи ухода и отказа от работы в нашем районе инженерно-технических работников. Район с каждым годом расширяется, численно растет, детям рабочих и крестьян нужна школа, через месяц даже скорее, будет <> наплыв сезонных рабочих, для которых потребуется общежитие, обслуживание их столовой, клубом и т.д.
Цифра всех рабочих в районе вместе с сезонными достигает четырех с лишним тысяч и к приёму их надо приготовиться.
Единственный выход из данного кризиса в этом будет таков: церковь, построенную бывшими заводчиками отобрать обязательно и использовать для столовой или общежития для сезонных рабочих. С осени её можно будет использовать под школу или же для других нужд.
Голосование рабочих в цехах за исключением 92 голосов, показало, что церковь рабочим не нужна.
Это единогласное голосование гордость рабочих Ленинского района.
Нам нужен дом культуры, а церковь – очаг попов и рассадник гнилых идей религии мы закроем, от них мы отжили.

И. Малафеев

«КК» №6, 2 апреля 1929 года, стр. 1

Церковь бывших заводчиков нужно отобрать
Летопись церкви заверенная местным священником говорит, следующее: «Храм построен исключительно на средства местных владельцев кожевенных заводов господ Вахрушевых в память чудесного спасения жизни императора Александра III и его августейшего сената при крушении царского поезда близ станции Борки в 1894 [?] году.
Строителями храма были три брата Федор, Иван, Илья Тимофеевичи Вахрушевы и двое племянников: Василий и Тимофей Парфеновичи».
Во время постройки церкви Федор Тимофеевич Вахрушев помер и был похоронен в пещерной церкви только что законченной. Но хорошо, что скоро произошла революция, а то верно через сотни лет из кровопийца рабочих открыли бы мощи.
«В 190-11 году храм был значит расширен на средства детей и наследников первых строителей».
В общем, с девяти листов летописи видно, что хозяева на церковь израсходовали 153000 рублей.
Из других двух церковных книг видно, что хозяева на эту церковь израсходовали еще 27329 рублей.
Следовательно, исторические документы показывают, что церковь построена исключительно на средства бывших заводчиков, на средства нажитые варварской эксплуатацией рабочих. Октябрьская революция все нажитое передала в общее пользование государства. Церкви тоже надо отобрать и передать её в общее пользование рабочих Ленинского района и устроить общественную столовую.

Исаченко

«КК» №6, 2 апреля 1929 года, стр. 1

Рабочим мракобесы не нужны
По вопросу о закрытии местной церкви было проведено всего 18 собраний, из них 14 с рабочими и 4 со служащими.
За закрытие церкви и за передачу её для общественных нужд рабочих высказалось 1452 человека. Против закрытия 92 человека.
Веское слово рабочими сказано.
Это почти единогласное голосование рабочих ярко показывает, что религиозный дурман рассеивается, что ему приходит конец.
Это голосование говорит за то, что рабочие идут по новому пути, по пути коммунарского нашего вожака и воспитателя.
Долой религиозный дурман! Долой антисоветские очаги в пролетарских селах! Долой попов и с ними сектантов! Бородавкин.

Бородавкин

«КК» №6, 2 апреля 1929 года, стр. 1

Мы тоже за закрытие
Наше предложение всем гражданам Ленинского района при закрытии церкви это здание, то есть церковь, использовать для школы. Содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Организовать самую широкую научно-просветительную антирелигиозную пропаганду. Наука дает возможность узнать человеку действительные причины явлений, которые происходят в природе. Мы должны сказать, что только знание, наука, а не религиозный дурман даст нам возможность поднять на гораздо большую высоту наш культурный уровень.

Кочегар Бурков Ф. и Зязин

«КК» №13, 1 октября 1929 года

Новый проповедник
В деревне Лихачи Лихачев В.К., узнав, что на церковь наложили штраф, взял сумку и пошел собирать пожертвования.

Редакция Вахруши.Ру выражает благодарность Любови Ивановне Белослудцевой за предоставленные архивные материалы.

3 комментария

  1. Ответить

    Действительно, не стоит верить, что в газете высказывались все желающие.

  2. Ответить

    Не судите, да не судимы будете. Ещё не известно, как бы мы повели себя в тех условиях. И нам также не дано знать, что еще писали жители поселка и окрестных деревень, и под каким давлением голосовали… Может быть кто-то что-то знает из воспоминаний бабушек и дедушек. Хотя вряд ли. Лично я слишком легкомысленно относилась к воспоминаниям своей бабушки, родившейся и жившей на этой земле с конца 19 века.

  3. Ответить

    Большое спасибо за исторический справку о закрытии церкви. Создавали тему определенные инициаторы, добивались своего. Как легко решалось — отобрать, разграбить. Получается вопрос о закрытии решали крещенные, верующие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.Обязательные поля помечены знаком *

You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>