Осинцы — «пуп» земли

Не верь глазам своим!
Не будем называть точных географических координат деревни Осинцы. Достаточно сказать, что находится она на Слободском тракте и словно обнимает своими деревянными избами и каменными домами шумную, ни днем ни ночью не смолкающую автомобильную дорогу. Подобных деревень на вятской земле, наверное, сотни, но вот эта все-таки совершенно особенная!
Слыхали о таких понятиях — «Центр Азии», «Центр Европы»? А разве у нашей области не может быть географического центра? Строго говоря, такое понятие в энциклопедиях отсутствует (есть «административный центр», «культурный» и прочие). Но, исходя из некоторых физических и математических расчетов, заведующий астрономической обсерваторий Вятского государственного педуниверситета Евгений Иванович Ковязин всё-таки установил ту точку на карте области, которой может быть присвоено название географического центра.

… Итак, Осинцы. Почему не отправиться туда, чтобы посмотреть на «пуп» вятской земли? Однако с давних пор так уж повелось у нас, что никто столько не напутает, когда объясняет дорогу, как иной местный житель, особенно если он человек разговорчивый.
— Ты, милая, других-то не слушай! Они тебе такого наговорят… А я эти места насквозь знаю, — и щупленький старичок в фуражке-самошитке охотно объясняет нам, как попасть в Осинцы. — Надо с трассы свернуть, увидишь по левую сторону избу-пятистенку, возьми от той избы направо по тропинке. На поле выйдешь, там чуть-чуть к лесу. Потом дорога известная — к Осинцам.
— А сколько километров?
А кто его знает? Тут километры немеряные.

Так бы и плутать нам в поисках этой деревни, да, к счастью, подошел еще один здешний житель. Тот свои знания местности выразил коротко и ясно: «Да вы ж в Осинцах и находитесь! Заморочили людям головы этими табличками. Въезжаешь в деревню, а на аншлаге Шепели значатся. Местные и то путаются в названиях, а уж чужаку без бутылки никак не разобраться».
С названием этой деревни, и правда, история загадочная…

210 тычин для хмеля и онучи
В современных географических атласах и административно-территориальных справочниках Шепелей на Слободском тракте вы не найдете. Но именно на месте нынешних Осинцев в 1629 году появилась деревня Шепелевская с ее первыми жителями. В 1781 г. Шепелевская разделилась на две деревни с… одинаковыми названиями. В 1876 г. на Вятско-Пермском почтовом тракте при колодце значилась уже деревня Осинцы Шепелевская (получившая, похоже, таким образом «народно-официальное» название).
Заведующая Рубежницкой сельской библиотекой Любовь Ивановна Белослудцева, увлеченная краеведением, отыскала в архивных документах любопытные свидетельства. По одной из версий, на одном конце деревни жил когда-то ведун, знахарь («шепель» — шептать), а на другом — Осин или сын Осина. Так с тех пор и пошла «путаница».
Как и сколько еще раз менялись названия деревни, рассказывать долго. В конце концов официально окрестили населенный пункт Осинцами, а вот до указателей, видно, руки не дошли. Народ, мол, у нас понятливый, сам разберется, а деревенским сейчас не до названий…
Предки нынешних осинцев в топографии и вовсе не разбирались, а вот до промыслов были охочи — искусно ткали онучи (завязки к лаптям), портняжничали. В конце XIX века на 23 деревенских двора было 32 лошади, 34 коровы и множество овец. 10 дворов выращивали хмель — 210 тычин обвивали пушистые кудри этого растения, на котором деревенцы, похоже, неплохо зарабатывали, сдавая урожай на Слободской пивоваренный завод.
Место для деревни предки выбрали воистину веселое. И не на холмике вроде, а всегда земля солнышком облита.
Однообразный скучный шум летящих по трассе машин оживляет разноголосое пение деревенских петухов. Они, по мнению осинцев, здесь какие-то «неправильные». Готовы кукарекать день напролет.

…и тайны грибных мест
К известию о «высоком» географическом статусе своей деревеньки народ местный отнесся почти философски: «Мы и так знали, что на бойком, «особенном» месте находимся. Нам бы только от житухи нынешней не «опупеть». Эк как цены-то полезли! Колбаску-то для запаха одного берем, по пятьдесят-сто граммов. Придумали какие-то наценки для сельской торговли. Посчитай, весь товар в сельпо на рубль-два дороже».
Нет, народ в Осинцах, конечно, незлобивый и терпеливый. Просто пар выпускает, раз есть возможность хоть кому-то пожаловаться на жизнь. Из 166 жителей деревни многие работают в колхозе им. Ленина, который по-новомодному называется СПК. Колхоз справный, хоть зарплату, как и везде, бывает, задерживают, но зато для собственной скотинки комбикорма колхозникам подешевле обходятся. В иных дворах и корова, и бычок, свиньи. Жить можно.
Даже дачники, которые в последнее время скупили немало домов в Осинцах, серьезно занялись здесь крестьянским делом. Все лето их в город калачом не заманишь.
Есть в деревне свой фермер с 20 сотками земли и трактором. И даже частное предприятие «Звездочка» — пилорама на окраине.
…На лесопилке кипит работа, а уж леса-то здесь хватает! По обе стороны от деревни. Лесом деревенский народ кормится. Из поколения в поколение передают осинцы тайны грибных местечек. И удивительное дело, «чужаки» на них не натыкаются. Словно заговоренные предками, эти лесочки отводят в сторону случайных людей.
— Ивановна-то у нас по три раза в день с корзинкой в лес бегает. И все с полнехонькой возвращается. Откуда прыть берется у старухи!

Не быть на дороге дураками!
Ивановна улыбается. Чему, сама не знает. Радоваться вроде нет причин. Всю жизнь в колхозе до поту работала. Солнце чуть взошло — она уже на ферме.
— Жизнь-то как?
— Тяжелая, конечно. Как у всех. Но потопчешься по земле, тут послушаешь, там поглядишь. И умирать все как будто рано и рано — никак время для смерти не выберу. Так бы жила и жила.
И молодежи в деревне немало. Школьники учатся в Вахрушах. Благо, на любой рейсовый автобус садись и — в школу. К дороге здесь отношение особое. Не было б ее, может, и деревня сгинула, как сотни других, окрещенных злым словом «неперспективные». Пусть говорят, что в России две беды — дороги и дураки, осинцы с молоком матери усваивают другую заповедь: «Не быть на дороге дураками!». Молодежь гоняет около домов на велосипедах, но на трассу ни-ни! Там опасно, сшибет иномарка лихая и даже не остановится.
Кто-то из местных даже однажды подсчитал, что каждую минуту по дороге мимо Осинцев проносится по два автомобиля… Но человек, как видно, ко всему привыкает. И утешение себе при любых обстоятельствах находит: зато, мол, жизнь у нас «застойной» никогда не была и не будет!..
Остроглазая тоненькая девчушка Верочка ждет не дождется, когда пастух пригонит с поля корову Ночку и быка Алмаза. Хозяйство у доярки Валентины и тракториста Николая Широких большое. И пора сейчас горячая, страдная — на печке лежать некогда. В доме две помощницы подрастают, такие же трудолюбивые, как родители.
Вот так за суетой сиюминутных забот время неиссякаемо и плавно переходит в старинной вятской деревеньке из года в год, из века в век

Оригинал статьи был опубликован в газете «Вятский край», №118(2566) от 28 июня 2001 года.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.Обязательные поля помечены знаком *

You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>